Торговцы суверенитетом

Казалось бы, судьба маленького государства незавидна, ообенно если это государство ещё и не богато. Однако, даже у самого маленького независимого государства есть один немаловажный ресурс – сувернитет, и всё, что с ним связано. Поскольку международное право основывается на принципе равенства всех государств, самый завалящий атол имеет один голос в тех международных организациях, в которых он состоит – от ООН до Международного союза охраны природы. Даже самое крохотное государство имеет возможность по своему усмотрению формировать банковское законодательство, выдавать обычные и дипломатические паспорта, выпускать почтовые марки, а также пользоваться множеством иных привиллегий, о которых порою знает только узкий круг экспертов – вроде квоты на геостанционарные спутники или права на интернет-домен первого уровня. При некоторой изобретательности многие из этих привиллегий могут быть превращены в валюту.

В той или иной степени торгуют суверенитетом почти все малые государства – даже такие почтенные, как Лихтенштейн или Монако. Однако наибольшую находчивость по этой части проявляют жители Островов Южных Морей. Такая изобретательность вызвана не какой-то их особой хитростью или комерческой жилкой: просто иных доходов у островитян почти нет. Минеральных ресурсов на большинстве островов не имеется, промышленность развивать там невыгодно, а туризм требует инвестиций, которые по плечу лишь самым крупным государствам региона (впрочем, население даже этих "крупных" государств измеряется несколькими сотнями тысяч человек). Существование большинства государств Океании зависит от иностранной помощи, которая составляет от 20% до 80% доходной части местных бюджетов. Однако в последнее время получать эту помощь становится всё труднее – вот и приходиться искать нестандартные решения...

Некоторые из способов превращения суверенитета в доходы достаточно стары – например, организация оффшорных зон. В Океании этим до недавнего времени активно занимались Вануату и, особенно, Науру, самое маленькая рспбулика в мире (остров площадью 21 кв. километр, состоящий в основном из гуано, то есть окаменевшего птичьего помёта). Другой испытанный способ – регистрация судов под "дешёвым флагом". На ней сейчас пытается зарабатывать Вануату, под флагом которой на 2002 г. плавало 546 иностранных кораблей, в том числе 51 крупное судно с водоизмещением более тысячи тон. В 2002 г. Вануату заработало таким образом 1,2 миллиона долларов – заметная сумма для столь бедной страны..

Однако существуют и куда более экзотические способы извлечения из суверенитета дохода как в национальный бюджет, так и в семейный бюджет чиновников. Невозможно сдержать изумления при знакомстве с тем, как проходит это волшебное превращение на Островах Южных Морей. Воистину, голь на выдумки хитра...

Немалый доход приносит островитянам явная и тайная продажа голосов в тех или иных международных организациях, особенно при обсуждении вопросов, которые не имеют прямого отношения к интересам островных государств. И в ООН, и в Олимпийском комитете голос островов Кука или Кирибати весит ровно столько же, сколько голос Китая или США, и многие заинтересованные стороны охотно пользуются этим обстоятельством. Мало кто, например, верит в бескорыстие той поддержки, которую Соломоновы острова и Палау в последнее время оказывают Японии в её стремлении снять ограничения на китобойный промысел.

Манной небесной для государств Океании стало ожесточённое соперничество Пекина и Тайбэя. Поскольку оба эти правительства претендуют на роль единственно законной власти на всей территории Китая, иностранные государства могут поддерживать дипломатические отношения только с одним из них. Никто из серьёзных мировых игроков сейчас не может обойтись без посольства в Пекине, но вот микрогосударства, у которых нет особых интересов ни в КНР, ни на Тайване, парадоксальным образом имеют свободу выбора. Поскольку и для Пекина, и для Тайбэя дипломатическое признание – вопрос престижа, они готовы за него щедро платить. Тувалу, например, поддерживает официальные отношения с Тайванем, за что благодарный Тайбэй построил для правительства этой микро-республики новое здание, самое высокое на островах. В этом небоскрёбе, который вошёл в строй в конце июля этого года, имеется целых три этажа, а обошёлся он в 8 млн. долларов, то есть в 70% всей расходной части годового бюджета островной республики! Немалую помощь получили и иные островные государства, официально признающие Тайвань – Соломоновы острова, Палау, Маршалловы острова, Кирибати.

В декабре прошлого года борьба Тайбэя и Пекина даже привела к падению правительства Ваунату. В ноябре 2004 г. премьер-министр Вануату Серж Вохор (Serge Vohor) побывал в Тайбэе и подписал там декларацию о признании тайваньского правительства. В обмен на это он получил обещание предоставить Вануату помощь на 28 миллионов долларов. Однако двумя месяцами раньше тот же Вохор получил обещание помощи из Пекина. Подобная скорость в смене приоритетов вызвала возмущение как Пекина, так и местных политиков, многие из которых, надо полагать, уже имели какие-то свои виды на китайские гранты. В результате в декабре правительству вынесли вотум недоверия, а новый премьер подтвердил, что народ Вануату никогда не сомневался в том, что единственное законное правительство Китая находится в Пекине. В феврале новый премьер совершил долгую поездку по Китаю, где получил обещания дополнительной помощи.

Находящийся в международной изоляции Тайбэй обычно отличается большей щедростью, чем Пекин. Однако и правительство КНР тоже готово вознаградить те государства, которые сделают правильный выбор между двумя "китайскими правительствами". Когда Самоа признало пекинское правительство, КНР построила в столице островов правительственный комплекс. Обошёлся он в 12 млн. долларов, и этажей в нём – целых шесть, а не три. В 1998 г. королевство Тонга направило своего посла в Пекин, и принадлежащая королевской дочери компания тут же получила привилегированный доступ на китайский рынок.

Интересный способ добывания денег обнаружила республика Тувалу, которая находится едва ли не в худшем положении из всех государств региона. При населении в 11 тысяч человек, Тувалу не имеет минеральных ресурсов. Вдобавок, самая высокая точка архипелага находится на высоте 4 метров над уровнем моря, так что глобальное потепление может закончиться затоплением десятка атолов с их единственной гостиницей, 10 км асфальтированного шоссе и построенным тайваньцами трёхэтажным небоскрёбом.

Тувалу, как и любое суверенное государство, имеет право на уникальный двухбуквенный интернет-домен первого уровня (ccTLD). В случае с Тувалу этот домен выглядит на редость привлекательно: .tv. Понятно, что телекомпании во всём мире были бы очень рады иметь адрес, оканчивающийся на эти две замечательные буквы. Поэтому в 1998 г. правительство Тувалу уступило права на домен канадской фирме. Правда, дела у неё пошли плохо, и сделка была вскоре аннулированна. Однако на домен нашёлся другой покупатель – компания VeriSign, которая в 2002 г. приобрела права на его использование за единовременную выплату 20 миллионов долларов, плюс 2,2 миллиона долларов ежегодно (в печати встречаются и другие цифры, но эти взяты с сайта правительства Тувалу и поэтому вызывают наибольшее доверие). Для Тувалу это – целое состояние, которое позволило микрогосударству наконец-то заплатить взнос за вступление в ООН!

Торговлей доменами занимаются и другие государства Океании, хотя и с меньшим успехом – не всем же повезло иметь такой удачный код страны, как Тувалу. Впрочем, не жалуется и территория Ниуэ, входящая в состав Новой Зеландии на правах широкой автономии. Её домен первого уровня – .nu. На шведском это слово означает "новый", а во французском и многих других языках ассоциируется с наготой и, соответственно, эротикой. Не так хорошо, как .tv, но тоже неплохо. Приторговывают доменными именами, пусть и с меньшим успехом, и иные государства региона – Токелау, Тонга, Вануату.

Один из наиболее очевидных способов торговли суверенитетом – продажа паспортов, в том числе и дипломатических. Наиболее активно этим занимается королевство Тонга, правительство которого с 1981 г. предлагало всем желающим приобрести тонганский паспорт за 10 тысяч долларов (позднее цена была увеличена). Впрочем, продавались не настоящие паспорта, а так называемые "паспорта защищённых лиц" (protected person), которые не давали их носителям права на проживание в королевстве. Эти паспорта охотно покупали жители Гонконга, которые хотели подстраховаться перед возвращением этой колонии под китайский суверенитет. Правда, в конце концов тонганские "паспорта защищённых лиц" перестали признаваться рядом государств, и в 1991 г. эта программа была свёрнута, принеся в королевскую казну не менее 40 миллионов долларов. В 1996 г. на смену ей пришла новая программа продажи тонганских паспортов, которой руководил некий господин Богдонофф, американский финансист российского происхождения, получивший по этому поводу официальную должность на Тонга. Его Величество король Тауфааху Тупоу IV назначил господина Богдоноффа... своим придворным шутом. Впрочем, находившиеся под контролем американо-российско-тонганского шута деньги исчезли, и сейчас Его Величество пытается вернуть их через американский суд.

Попытки торговать паспортами предпринимают и иные государства региона – Вануату, Самоа, Кирибати, Науру. На Кирибати в 1996 г. было объявлено, что иностранцы, провёдшие на островах более недели, имеют право на паспорт, который им обходится в 15 тыс. долларов. Программа принесла Кирибати вполне солидную по меркам минигосударства сумму – 2 млн. долларов. Вскоре, правда, выяснилось, что чиновники брали с потенциальных граждан в два раза больше, разницу частично клали в свой карман, а частично жертвовали в фонд правящей партии.

Королевство Тонга, последняя полинезийская монархия, по изобретательности в деле торговли суверенитетом уступает, пожалуй, только Тувалу. В начале 1990-х годов правительство королевства обнаружило, что имеет право на положенную любому суверенному государству квоту на места для расположения спутников на геостанционарных орбитах. Власти Тонга оформили соответствующие заявки в Международный союз электросвязи (ITU). Результатом стало возникновение компании Tongasat, которая частично принадлежит королевской семье и занимается перепродажей этих мест частным компаниям. Подобная предприимчивость вызвала протесты у многих, однако с юридической точки зрения действия Тонга безупречны, и сейчас в распоряжении Tongasat’а имеется десять геостационарных позиций. Часть из них продана, а часть ожидает покупателей.

Ещё одним правом суверенного государства является право на телефонный код. Ряд мини-республик Океании научился зарабатывать деньги и на этом. Ниуэ, Вануату и Соломоновы острова предоставляют право на использование своих телефонных номеров операторам секса по телефону. Подвох заключается в том, что в этих государствах местные номера, в основном, четырёхзначные. Поэтому когда сексуально озабоченный американец или японец видит рекламу с полуодетой красоткой, обещанием фривольного разговора "по цене телефонного звонка" и достаточно коротким номером, ему кажется, что звонок будет, в худшем случае, междугородним. В действительности счёт ему выставят по полной программе, за звонок на экзотические острова, в то время как автоматика переадресует его в офис компании, находящийся далеко за пределами Вануату или Ниуэ (обычно, в Новой Зеландии). Некоторая сумма при такой схеме перепадает и телефонным компаниям островных государств.

Надо сказать, что вопрос о телефонном сексе вызывал в островных республиках довольно острые дебаты. Вопреки распространённому представлению об Островах Южных Морей как о царстве сексуальной раскрепощённости, сейчас почти все эти страны является истово протестантскими, и фривольность там никак не поощряется. Однако в конце концов правительства решили не мешать бизнесу – надо ведь как-то жить. Единственным исключением стало Тувалу, которое когда-то получало от телефонного секса и прочих телефонных услуг подобного рода до 10% доходов бюджета. После продажи домена .tv, власти острова решили, что теперь-то они могут вспомнить о христианской морали, и запретили использование своего кода телефонными секс-операторами.

Другим источником доходов мини-государств являются почтовые марки, которые печатаются за границей, и на островах обычно не используются (иногда их специально печатают с "ошибками", которые увеличивают ценность марок в глазах филателистов). Острову Питкерн, крохотного британского владения, заселенного потомками мятежников с "Баунти", марки приносят 100-150 тысяч долларов в год, то есть 30-40% всего его бюджета. Такие страны как Палау, Микронезия и Маршалловы острова относятся к числу наиболее активных филателистических держав мира. В одном только 2000 г. эти три территории вместе взятые выпустили 677 различных почтовых марок. Для сравнения: в том же году почта России выпустила 99 марок.

Кроме того, многие острова выпускают юбилейные монеты, хотя на практике в большинстве государств региона имеет хождение австралийский или новозеландский доллар. Монеты предназначены для коллекционеров и продаются по стоимости, заметно превышающей номинальную. Дальше всех пошли острова Кука, выпустившие монеты треугольной формы. Конечно, не слишком удобно в использовании, но зато коллекционерам нравится.

Чего только не выдумаешь, когда живёшь в нищем государстве с населением в 50 тысяч человек, в тысячах километров от любых центров индустрии, науки или образования. Приходится проявлять находчивость. К счастью, суверенитет в наши дни – товар ликвидный.

Источник: http://lankov.oriental.ru